Надеждин. Кишинёвская сага

Continuăm să publicăm amintirile Milaniei Sevruc despre anii de gimnaziu descrise în carte intitulată “Надеждин. Кишинёвская сага” („Nadejdin. Saga Chișinăului”). Începutul vezi Детство, гимназия (фрагмент I)

Детство, гимназия (фрагмент II)

Как же нас здесь воспитывали?

День начинался сбором на молитву в актовый зал. Каждый класс, построившись попарно у себя, входил в зал в сопровождении своей классной дамы1 и занимал назначенное ему место. Классы располагались лицом к переднему (восточному) углу, где стояли: начальница, законоучитель-поп, дежурная восьмиклассница и дежурный по хору класс. Учителям тоже полагалось присутствовать на молитве, и они толпились у дверей в зал. Поп читал «молитву перед ученьем», дежурная ученица прочитывала главу из евангелия, а затем хор пел молитву, в которой испрашивалось «победы благоверному императору нашему над сопротивными». С такой зарядкой мы расходились по классам.

Гимназистки, не только в гимназии, но и вообще, выходя из дома, должны были одеваться по форме: темно-зеленое платье, черный фартук, белый крахмальный воротничок все строго установленного фасона. Шляпа летом из желтой соломы (тарелочка) с бантом из темно-зеленой репсовой ленты. Бант приколот гербом нашей гимназии: овальный венок из веточек, [л.5] а внутри буквы — Г. Ж. З. Г., что означало: губернская женская земская гимназия. Зимой маленькая фетровая шапочка с таким же бантом и гербом. С первого мая и до первого сентября платья из сурового полотна. В торжественных случаях – церковь, экзамены, праздники и т.д., полагались белые фартуки, тоже определенного фасона, из бумажной ткани. Шелк вообще запрещался. Очень гладко зачесанные и заплетенные волосы укладывались двумя косами вокруг головы и покрывались черной сеткой, которая привязывалась узкой черной бархатной ленточкой узелком на затылке. Ученицы восьмого, последнего класса, носили серые платья с черными же фартуками. Волосы причесывались гладко, без сеток. Зимой и летом все мы ходили в башмаках на пуговках.

Классные дамы и учительницы носили зимой темно – синие, летом – серые шерстяные платья. Всегда с высоким воротником и длинными рукавами. Кокетничать они могли прическами, обувью да серьгами, брошками, браслетами и т.д., но, кажется, эти украшения не особенно поощрялись.

Учителя – зиму и лето в мундирах.

Начальница2 была всегда в черном шелковом платье. В торжественных случаях платье со шлейфом и на груди золотой шифр3 на голубом банте – золотая медаль институтки. На красиво уложенных уже седеющих волосах она носила маленькую черную кружевную наколку.

Словом, в одежде и учениц и учителей преследовалась простота, скромность, строгость. Это было предусмотрительно. Дело в том, что, хотя и считалось, что в гимназии учатся только дети дворян, но состав учащихся был далеко не однороден: баронесса Стюарт4 и другие аристократки в этом роде, приезжавшие в гимназию в экипажах, в сопровождении гувернанток или горничных, сидели за партами рядом с дочкой владельца «краскотерочного заведения» или подрядчика, построившего для себя на окраине Кишенёва дом, окруженный цветниками с фонтанами и такой внутренней отделкой и обстановкой комнат, что в установленные дни туда, как в музей, допускались посетители для осмотра этого великолепия. Но большинство учениц все же были дети чиновников, офицеров и других дворян разных профессий (л.6) и, разумеется, различной степени материального обеспечения. Поэтому установление такой строгой формы, полностью исключало возможность резкой разницы в одежде учениц, а следовательно, и неприятных переживаний для девочек победнее.

Была попытка ввести форму и для пальто, но что-то не получилось, и зимой, рядом со скромными пальтишками, висели бархатные, шелковые и меховые шубки щеголих, но это мало трогало нас.

  1. Классная дама (устар.) — классный руководитель в женской гимназии. ↩︎
  2. С 1883 по 1890 г. директором Земской женской гимназии была Матильда Фёдоровна Лазо, урожд. Фези, бабушка Сергея Лазо; с 1890 по 1906 г. – А. Т. Лебедева (Тарнакин В., Матей 3. Учебные заведения Кишинёва… С. 152). ↩︎
  3. Шифр – здесь: знак различия в виде вензеля или монограммы на художественно выполненной основе. Так, фрейлинам полагалось носить шифр с вензелем того члена династии, при котором они состояли. ↩︎
  4. Видимо, речь идёт о дочери барона Александра Фёдоровича Стуарта (1842- 1917), потомка боковой линии шотландских Стюартов, одного из виднейших либеральных деятелей пореформенной Бессарабии. О нём см.: Chetraru N., Răileanu N. Baronul Alexandru Stuart. Chişinău: Tyragetia, 2006. ↩︎

Продолжение следует…

***

Детство, гимназия (фрагмент). Из : Надеждин. Кишинёвская сага. Кишинэу, 2023. cc. 113-114.

Imagine de copertă: Foto credit Кишинёвские девушки конца XIX — начала XX вв

Leave a comment