Spectacolul „Мой Белый Город” („Moj Belyj Gorod”) pe scena Teatrului Dramatic Rus De Stat „A.P. Cehov”

Pe 5 noiembrie 2024 se împlinesc 90 de ani de la înființarea Teatrului Dramatic Rus De Stat „A.P. Cehov”. 

Fondat: 5 noiembrie 1934
Adresa: or. Chișinău, str. Vlaicu Pârcălab, 75

Știați că, la 10 ianuarie 1960 pe scena teatrului a avut loc Premiera spectacolului „МОЙ БЕЛЫЙ ГОРОД” („MOJ BELYJ GOROD”)?

Cu prilejul frumoasei aniversări a teatrului vă propunem un fragment din volumul Chișinăul în teatru : Imaginea orașului Chișinău în spectacole de Larisa UNGUREANU, doctor în studiul artelor, despre spectacolul:

Sinopsis: Acțiunea are loc în Chișinăul din perioada sovietică și se desfășoară într-o vilă de pe strada Livezilor (Садовая), actuala stradă A. Mateevici. Unul din personajele principale, arhitectul Mircea Bucur, proiectează orașul de mâine, care este visul său…

Fragment din piesă: „Когда в зале погасят свет и все усядутся и перестанут шуршать программками и конфетными обертками, раздастся негромкий удар гонга. Занавес раздвинется и мы увидим то, что изобразит нам художник, старый барский особняк, порядком ответшавший, на Садовой улице в Кишиневе. Этот дом был выстроен, вероятно, в начале нынешнего века, без особых затей, но разумно и просторно. При доме сад, небольшой и совсем запущенный, с видом на парк и озеpo.” (c. 181).

ЭДЛИС, Юлиу. Мой белый город. Москва: Сов. Писатель,1968, с. 181-246.

Regia – V. Galitchi

Distribuția:

Ioana Bucur – A. Cazanscaia

Mircea Bucur, soțul loanei – V. Golțev

Aurel Braniște, pictor – V. Iliin

Proca Tudor Gheorghievici, jurnalist – V. Cruglov

Victor, fiul său – E. Bulgacov

Gheorghiu Ștefan Nicolaevici, arhitect-șef la „Ghiprojilstroi” – V. Belov

Elena, fiica sa, arhitect – T. Crivțova

Autorul – V. Levinzon

Aprecieri critice

«Кишиневский Русский Драматический Театр имени А.П. Чехова осуществил постановку пьесы молодого драматурга Ю. Эдлиса «Мой белый город». Режиссер В. Галицкий говорит, что он полюбил пьесу и с увлечением работал над ее сценическим воплощением. Действительно, спектакль несет на себе следы прилежной работы по индивидуализации характеров героев в пределах материала пьесы, тщательной мизансценировки, что свидетельствует об определенном режиссерском мастерстве.

В. Галицкий сумел возбудить интерес артистов к пьесе и работе над спектаклем. Они играют, что называется, с полной отдачей.

Чем же подкупила постановочный коллектив пьеса Ю. Эдлиса? Одни отмечают ее сценичность, другие видят в ней произведение новаторское. Если это в самом деле так, если пьеса сценическая и по духу своему новаторская, то автора и театр можно было бы поздравить с большой художественной победой. Но есть тут некоторые „но”, которые нуждаются в расшифровке.

Надо сказать, что автору удались отдельные отрицательные персонажи. Они выписаны с достаточной определенностью. Такова, например, Елена – молодой архитектор. В интермедии-прологе она говорит о предстоящем спектакле: „Это не очень увлекательная история, едва ли она вас захватит. Да и что в ней изменится от того, что вы все узнаете?” Сказана лишь фраза, а уже готов портрет. В дальнейшем мы узнаем, что Елена – это пустоцвет в творческом отношении. Это человек, не имеющий друзей, замкнутый, эгоистичный. В интермедии-финале она говорит: „Я, кажется, наговорила лишнее о себе.” И тут же: „Ну, да вы скоро все забудете…” „Лишнее” – это, пожалуй, только то, что касается ее неких «положительных» качеств. Образ же мещанки очень выпукл. Сочно рисует его артитстка Т. Кривцова.

Автор хочет нас уверить, что Аурел не совсем отрицательный тип, что он просто немного шалый, но талантливый. Болтая о красоте жизни, он живет и ведет себя как завзятый обыватель. Не занимает его  настоящая жизнь, которая бьет и кипит за стенами особняка и неизбежно врывается в его мастерскую… Врывается? О, нет! Все в особняке идет своим чередом. Свежий ветер не пробивает его стен. По воле автора его обыватели обособлены и изолированы от всего сущего, от общественного бытия, лишены дыхания современности.

Герои произносят вполне современные слова, но живут и действуют в какую-то другую эпоху, от которой мы ушли далеко вперед. Мирча Букур мечтает построить город будущего. Самозабвенно, в одиночку, тайно от других проектирует он свой Белый Город, залитый солнцем, опоясанный зеленым кушаком. А посмотрел бы Мирча с горы, на которой стоит особняк, он увидел бы не на листе ватмана, а в яви захватывающую панораму социалистического города. Ничего этого не видит затворник. Бурная, деятельная жизнь не коснулась его прокуренной комнаты.”

КОРОЛЕВ, К. Ложное положение: Заметки о пьесе и спектакле „Мой белый город”. В: Советская Молдавия. 31 янв. 1960.

„Жуткое впечатление, уже успели (власти п.а.) с повышенной жестокостью расправиться с молодым драматургом Юлиу Эдлисом, с чрезмерным хамством крушили его пьесу „Мой белый город”… Юлиу Эдлис эмигрировал в Москву.”

УВАРОВА, Ирина. Был такой театр «Лучафэрул». Москва, 2011, c. 18, 20.

Sursa:

UNGUREANU, Larisa. Chișinăul în teatru : Imaginea orașului Chișinău în spectacole. Chișinău, S.n., 2017, pp. 197-200.

Leave a comment