Кишинев прошлый и настоящий в воспоминаниях экскурсовода Тамары Островской

«Историю делают люди».
В. Тендряков

Если историю делают личности, то летопись города складывается из судеб, дел и поступков обычных граждан. Они множат его трудовую славу, служа верой и правдой, отдавая день за днём свои силы, здоровье, годы жизни, профессиональные знания и опыт.

Сегодня мы хотим познакомить вас с читательницей и другом нашей библиотеки – Тамарой Ивановной Островской, которая  около 20 лет проработала  кишинёвским экскурсоводом, знакомя с нашей столицей гостей-туристов. И кому, как ни ей, помнить о том, как менялся облик главного города Молдовы, а вместе с ним, и приоритеты его исторических достопримечательностей.

— Т.И., расскажите, пожалуйста, в какие годы вы работали в качестве экскурсовода?

— Мне довелось поработать с 70-х по 90-е годы (страшно сказать) уже прошедшего века.

— Каким вам запомнился Кишинёв в годы вашей трудовой деятельности?

 Кишинёв в тот период был не только, действительно, «цветком из камня», как пелось в песне Е. Доги, — это был зелёный, прекрасный, светлый, молодёжный город; это был город перспективных возможностей; был город-трудяга с масштабным строительством. В нём поднимались такие красивые новостройки, что, по тем временам, захватывало дух. Это был город со сложившейся интересной  культурой, доблестными и славными событиями, а также дружной семьёй многонациональных жителей. Это был очень гостеприимный  город: к нам приезжали гости со всего бывшего Советского Союза, и уезжали они с восторгом о наших людях — добрых, трудолюбивых, весёлых, поющих; о нашей истории; о том, что успел достичь Кишинёв за все последние годы. Мы сами очень любили наш город и влюбляли в него и наших туристов.

— Что являлось самым важным в тематическом содержании экскурсий тех лет?

— Во первых:  надо напомнить, что это были годы определённой политической формации – социалистической действительности. Тогда всего несколько десятилетий прошло с момента окончания Великой Отечественной войны, которая оставила наш город в руинах. Хотелось показать, как с интернациональной помощью из разных регионов наш город не только восстановился, но и быстрыми темпами становится образцовым примером обновления. Это были годы, когда наблюдался стремительный и планомерный подъём строительства как жилья, так и промышленных объектов, которых в столице было достаточно много. Поэтому, главной задачей экскурсовода и продуманных тем маршрутов по городу было:  отражение основных кишинёвских достопримечательностей, повествующих о разных исторических этапах становления города; подача информации о многослойном историческом наследии Кишинёва и рассказов об интересных личностях, связанных с его именем; наглядной демонстрации масштабов экономических достижений и роста уровня современной культуры.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших туристахКто были гости Кишинёва?

— Публика была совсем непафосная — обычные «земные» люди. Отмечу, что экскурсоводы и вся специфика экскурсий отличались по тематической направленности. В те годы особое внимание уделялось интернациональным связям и дружбе между странами и народами. В нашей сфере были сотрудники, работающие только с иностранными туристами дальнего зарубежья. Моей же аудиторией были как рядовые, так и почётные труженики из разных регионов Советского Союза, которых наградили коллективными поездками по стране.

Экскурсия по Кишинёву со школьниками

Часто привозили школьников. Также в Кишинёв приезжали на всякие симпозиумы, конференции и фестивали делегации как из братских республик, так и стран социалистического лагеря.

— Доводилось ли вам во время экскурсий общаться со знаменитостями или известными людьми?

— Да, бывали и такие, хоть и редкие случаи. Мне запомнилась поездка с актёрами известного российского театра им. Вахтангова, где были Юрий Яковлев, Василий Лановой, Владимир Этуш, которые много шутили и читали стихи. Ещё мне запомнилась экскурсия, которую я проводила для болгарского скульптора Тончо Тончева — автора памятнику Х. Ботеву (давшему своё имя кишинёвской улице в секторе Ботаника). Помню Алесандра Ведерникова — солиста московского оперного театра оперы и балета. Этот певец  был исполнителем пушкинской «Чёрной шали», написанной поэтом в Кишинёве во время ссылки. Вообще, за годы моей работы, было очень много встреч с прославленными людьми — известными и выдающимися личностями, деятелями науки и культуры, Героями социалистического труда, чьи имена уже, к сожалению, за давностью лет стёрты в моей памяти. Хочется ещё раз подчеркнуть, что туристическими поездками в нашу республику награждали за особые заслуги. В те времена Кишинёв выгодно отличался от других городов Советского Союза своим благополучием и достатком. Он был чистым и ухоженным, что сразу бросалось в глаза.

— Какими маршрутами возили приезжих гостей?

Т. Островская во время экскурсии

— Маршруты всегда отличались от дислокации гостиниц, в которых останавливались гости. Они могли начаться и с Буюкан, и с Рышкановки, и с Центра. Как правило, приезжих возили в больших и комфортабельных автобусах Икарус. По ходу маршрута я рассказывала о интересных местах, событиях, зданиях, исторических памятниках, скульптурах, парках, улицах и, конечно, замечательных людях, связанных с именем города. Как и в любой обзорной экскурсии по городу, наши гости сначала знакомились с его историей. Рассказ начинался с исторической справки и далее по курсу маршрута он продолжался обзорной лекцией о том, что встречалось нашим гостям по пути. Показать было что. Бережное отношение к культуре в те годы сохранило многие исторические объекты — свидетелей далёких столетий. Например, я рассказывала о Мазаракиевской церкви. У подножия холма, где она находится, гости могли увидеть установленный памятный камень, указывающий, что именно там молдавский господарь Стефан III Великий объявил об основании города. Показывала старинную церковь Елены и Константина (1777), на постройку которой пожертвовал свои средства богатый боярин Константин Рышкан. Именно его именем назвали микрорайон Кишинёва — Рышкановка. Большой интерес вызывал Мемориал болгарским ополченцам («Шипка») с обелиском, часовней и сквером… Гостям очень нравились старинные дома, улицы и скульптуры. Туристы обращали внимание на традиционные и, характерные для архитектуры Кишинёва, лепные украшения на зданиях в виде виноградной лозы. В годы Великой Отечественной войны наша столица очень сильно пострадала. Многие объекты были полностью разрушены. На восстановление города были брошены все силы: со всего Советского Союза сюда приезжали высококлассные специалисты. Начиная с 70 — х годов, Кишинёв уже представлял собой вид европейского города, главное направление которому давал План развития Кишинёва до 2000 годов. Шла бурная застройка нашей столицы, начиная с центра и по всем его микрорайонам. В 80-х особенно поднимались и расцветали Ботаника и Буюканы. Мы демонстрировали гостям мощь коллективного строительства — новые заводы и фабрики (“Виброприбор”, “Мезон” и “Альфа”, «Зориле», Тракторный завод, «Счётмаш», ковровую, макаронную и швейную фабрики…). Туристам бросалось в глаза, как быстро тянулись вверх высотки жилых домов. Гостям очень нравились наши «Ворота города». Многие современные здания тех лет вызывали у приезжих восторг (знаменитая «Ромашка», Дворец железнодорожников, кафе «Гугуцэ», здание Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности, Дом мод и стильный гараж Парламента). В настоящее время эти, некогда грандиозные и новомодные постройки социалистического модернизма, стали памятникам ушедшей эпохе в архитектуре.

— Какие места в Кишинёве были более всего популярными среди туристов?

Экскурсия по парку А.С. Пушкина

— О-о, конечно же места, связанные с именем А.С. Пушкина — Дом-музей А.С. Пушкина; с его произведениями («Гаврилиада», «Чёрная шаль», «К Овидию» и несколькими главами к «Е. Онегину»; с его современниками (К. Негруцци, К. Стамати, А. Донич). Особый интерес вызывали  исторические места, связанные с им. А. Щусева, С. Лазо, В. Котовского, А. Бернардацци и др.. Приезжие просили показать театр, где пела М. Биешу; Органный зал, воссозданный чехословацкими специалистами; Кишинёвский государственный цирк, напоминающий летающую тарелку. Гостям нравилась центральная площадь с Аркой Победы и Кафедральным Собором, Мемориальный комплекс славы, Музей военной техники под открытым небом, Национальный театр оперы и балета Республики Молдова, Водонапорная башня, концерный зал «Октомбрие», Национальная филармония, музеи, скульптурные памятники, парки и многие другие места. Что касается парков, то туристы подолгу «застревали» в парке А. Пушкина, фотографируя и разглядывая памятник гениальному поэту; фонтан; «Аллею классиков»;  скульптуры львов; красивые клумбы и деревья, посаженные знаменитостями… На Комсомольском озере всех восторгала большая Гранитная лестница, Ротонда и каскад зеркальных лестниц. Восторг гостей был и в павильонах ВДНХ. Всего уже и не вспомнить…

— А бывали во время экскурсий у гостей курьёзные вопросы или просьбы?

— Просили показать дома людей, имена которых знали: И. Друцэ, Э. Лотяну, С. Тома. Спрашивали, где можно купить вкусное молдавское вино и конфеты фабрики «Букурия», аутентичные сувениры и ювелирные изделия магазина «Самоцветы»…

— Есть ли сегодня в облике Кишинёва то, что уже утрачено, но о чём вы сожалеете и по чему скучаете?

— К великому сожалению уже нет многих зданий с уникальной архитектурой и редкой мозаикой. Не сохранились и многочисленные прекрасные фонтаны, деревья, связанные с историческими личностями (нет трёх акаций в парке Пушкина, которые помнили и видели великого поэта). По выходным дням в парках играл военный духовой оркестр, жаль, что эта традиция сегодня забыта. Многие старые постройки уже не узнать, поскольку их «обновили» современными материалами. После реставрации некоторых скульптур утрачен их уникальный первозданный облик (такое произошло со знаменитыми львами возле Органного зала). Нет памятников, сделанных прославленными скульпторами; милых мест: улочек старого Кишинёва; уютных кинотеатров; недорогих кафе с вкусной едой; знаменитого Республиканского стадиона; действующих в полном объёме павильонов ВДНХ. Портят имидж города обилие безвкусной рекламы и засилье автомобильных парковок. Но, наверное, так и следует принимать ход нашей истории: на смену старому — приходит что-то новое.

— С 90 годов в Кишинёве произошли многочисленные изменения. Если сравнивать город времён вашей работы экскурсоводом, чтобы вы включили в экскурсию по уже современной столице?

— В настоящее время Кишинёв активно обновляется и приобретает достойный вид: облагораживаются парки, обустраиваются дворы, ремонтируются улицы и пешеходные зоны, активным ходом продолжается строительство жилых комплексов. Однако, современный город становится, прежде всего, городом бизнеса. Это чувствуется в его приоритетных зонах – банках, ресторанах, супермаркетах, многоэтажных коммерческих центрах, отелях и фирменных магазинах. Что радует? Радует появление большого количества новых оригинальных городских скульптур, которых раньше не было. Они очень украшают и оживляют городскую среду. Отреставрированы и действуют музеи, заметно положительно видоизменились зелёные зоны парков — «Алунел», Дендрарий, «Долина Роз» и «Валя-Морилор». Здесь всё сделано для улучшения эстетического восприятия и удобства посетителей. Обязательно повела бы в Сквер Кафедрального собора (Парк Победы), интересные галереи и арт-салоны. Сводила бы в большой и модный торговый центр «Atrium», Кишинёвский зоопарк, предложила бы погулять по пешеходной зоне с многочисленными кафешками по улице Е. Дога, где стоит оригинальная скульптура влюблённых («Свидание»). Что касается нашей Рышкановки, то туристам стоит показать Мемориальный комплекс памяти солдат, павших в афганской войне, парк отдыха Технического университета и обновлённый сквер возле завода «Мезон». В Кишинёве есть много мест, где угостят вкусной молдавской едой. И конечно, туристам стоит посетить Криковские Подвалы, которые поистине не имеют себе равных в мире. Там есть история, археология и искусство виноделия, объединившиеся в Подземный город.

— Тамара Ивановна, большое спасибо за содержательный рассказ и памятное путешествие в прошлое!

— И вам спасибо за приятную беседу и уважительное отношение к истории нашего любимого города.


Все кишинёвские названия указаны во временных рамках 70-90 годов!

Материал подготовила Елена Брaгуцa, библиотека М. Костин.

Leave a comment