Эта картина была запрещена и до самой смерти французского импрессиониста ее никто не видел, кроме самых близких друзей художника

«Расстрел императора Максимилиана» кисти Мане – это быстрая, дерзкая и вполне конкретная реакция художника на одну из самых постыдных кампаний Наполеона III (первого президента Второй Французской республики) – тщеславное завоевание Мексики, политический переворот и позорное бегство французской армии из этой заокеанской страны. Брошенный на произвол судьбы император Максимилиан, которого в свое время буквально заставили принять трон, 19 июня 1867 года был жестоко убит мятежниками-республиканцами.
Максимилиан – представитель династии Габсбургов, младший брат правящего австрийского императора Франца Иосифа. Этого правителя Австрии многие знают по его блистательной супруге Елизавете Баврской (Сиси) , которую до сих пор боготворит вся Европа. Вышедший в 1955 году на экраны фильм с великолепной Роми Шнайдер в главной роли еще больше подхлестнул интерес к этой яркой лав-стори.
Не всем известно, что и младшему брату австрийского императора – Максимилиану выпало счастье любить и быть любимым. Избранницей его сердца стала… бессарабская дворянка Виктория Кешко. Однако в отличии от счастливой любовной саги Франца-Иосифа и Сиси, эта история закончилась весьма трагически.
Виктория Кешко родилась в Кишиневе в 1835 году, в очень знатной семье. Ее братом был Петр Кешко (впоследствии — отец Натальи Обренович, сербской королевы). Девочка с самых малых лет получила прекрасное образование в Одессе, а затем в Вене, где она прожила с семьей многие годы. Благодаря своему происхождению, красоте и уму, Виктория была вхожа в высшие аристократические круги Австрии.

С его имперским и королевским высочеством Максимилианом девушка познакомилась в 1854 году. На тот момент молодому человеку исполнилось 22 года и он уже был главнокомандующим австрийским флотом. Несмотря на громкие титулы, принц был скромным, интересовался искусством и естествознанием. Максимилиан и Виктория полюбили друг друга страстно, но их чувства противоречили всем общепринятым канонам. Отпрыск королевских кровей, эрцгерцог не мог себе позволить жениться на простой дворянке из Бессарабии. История грозилась обернуться скандалом, и мать Виктории – Земфира Егоровна Кешко, от греха подальше, силой увезла дочь на родину. Девушка даже не успела попрощаться со своим возлюбленным.
По приезду в Кишинев, родители решили излечить Викторию от любовных ран – и срочно выдали замуж. Жениха выбрали достойного – помещика Александра Дмитриевича Инглези, который был на 9 лет старше девушки. Свадьба состоялась в Одессе, весной 1855 года. В январе 1856 года у молодой пары на свет появилась дочь. Это радостное событие не повлияло на эмоциональное состояние Виктории – она никак не могла забыть своего Максимилиана и оставалась глубоко несчастной. Спустя всего три месяца после рождения ребенка, когда на улице было еще очень холодно, Виктория Инглези сознательно вышла ночью во двор, в легкой одежде. После нескольких часов, проведенных на улице, ее хрупкий организм не выдержал, и она заболела тяжелейшей простудой. Промучавшись несколько дней, ранним утром 14-го апреля 1856, на 21-м году жизни, Виктория скончалась, совершив, таким образом, «тихое» самоубийство.
И сегодня, спустя 164 года могила Виктории Инглези (Кишко) с красивым мраморным надгробием на Армянском кладбище довольна ухожена – историю о «кишиневской Джульетте» в городе помнят до сих пор.
Максимилиан пережил свою любовь на 11 лет. В 1857, спустя год после смерти Виктории, эрцгерцог, очевидно, в политических целях, женился на своей троюродной сестре, бельгийской принцессе Шарлотте. Детей у них не было. В Мексике, у Шарлотты стала прогрессировать душевная болезнь. О расстреле своего супруга она так и не узнала.
Художник Эдуард Мане занимал четкую гражданскую позицию и был крайне недоволен правлением импертора Наполеона III. После событий в Мексике, недовольство Мане, никогла не писавшего ни на истоирические, ни тем более на политические темы, прорвалось в картину «Расстрел императора Максимилиана».
Один из лучших современных британских арт-критиков Вальдемар Янушчак счиитает, что «в истории современного искусства есть всего две картины, на которых с достаточной силой и эффектом запечатлены события своего времени: «Герника» Пикассо и «Расстрел» Мане».
Наталия Шмургун, Secția „Memoria Chișinăului”

