Vă prezentăm o informație vis-a-vis de creația interpretului Iurie Sadovnic – carieră și proiecte.
Interviul a fost realizat în septembrie 2003.
И мачтает снять о Николае Рубцове все увлечения знаменитого композитора и полнителя родолжение его профессии.
Этот человек в особом представлении не нуждается: творчество певца и композитора Юрия Садовника любимо многими. На каком бы языке ни исполнял свои песни наш молдавский бард, певец и композитор – его музыка по сердцу каждому человеку вне зависимости от национальности.
Юрий Садовник всю жизнь занимается творчеством. Он не ездит на дорогих машинах, он не построил трёхэтажной дачи – зато всю жизнь вкладывал деньги в музыкальные инструменты. А еще – воспитал двоих сыновей. Даже увлечения Садовника – продолжение его профессии. В 70-е годы певец начал собирать ламповые радиоприёмники: “Сначала это была необходимость: не было другого источника музыкальной информации…” Друзья и знакомые, зная о непростом хобби Юрия, до сих пор дарят ему приёмники. Коллекция давно не помещается в городской квартире, и потому часть ее переехала в отчий дом в селе Суслень района Орхей. Главное – все приёмники работают! Ни один приёмник не стоит просто так, “для красоты”, в роли беззвучной коробки. Заботливые руки хозяина превращают каждого в звучащего друга.
Интервью нашей газете Юрий Садовник давал в своей кишиневской квартире. Рассказывал о наболевшем: “Музыкальный и литературный уровень молдавского эфира намного ниже уровня 70-х годов. В то время в каждом крестьянском доме была радиоточка, откуда лилась музыка Баха, Вивальди, фольклор. Удовлетворялись любые вкусы. Ещё Лев Толстой говорил, что музыка должна быть делом государственным, ведь она воздействует на подсознание людей. Какую музыку слушает народ, таким будет его интеллектуальный и культурный уровень”. Очень часто почитатели творчества певца спрашивают, почему так редко звучат его песни на радио, телевидении. Юрий Садовник отвечает, что так и не научился писать “попсовые” тексты к своим песням. В этом он видит главную причину своей непопулярности у радио- и телевизионщиков: “У выпускающих редакторов сейчас очень низкий профессиональный уровень. Мне говорят: напиши песню, которая будет иметь легкий текст и длится 3-5 минут. Мы будем её часто крутить. Смешно…”
Действительно смешно – как сочинить балладу-пятиминутку? Сейчас Юрий Садовник работает над созданием компакт-диска, в который войдут лучшие его песни 1973-2003 годов. Диск станет ответом на вопрос: куда исчезли песни Садовника? Что нового он создал? К альбому будет приложен 10-страничный буклет, который расскажет о творческой судьбе композитора и исполнителя.
Сейчас очень модно говорить о синтезе музыкальных направлений, о преемственности поколений. Между прочим, песню “Draga о tee” (“Милый тополь”) 20 лет назад впервые исполнила Анастасия Лазарюк – а сейчас её поют “Здоб ши здуб”.
В жизни любой творческой личности наступает момент переосмысления всего сделанного, говорит Садовник. Сейчас певца интересует не сам по себе процесс творчества, а его влияние на окружающих. Иначе нельзя: быстро иссякнешь и станешь неинтересен ни себе, ни окружающим…
Садовник вошёл в поэзию уже зрелым, сформировавшимся мастером. Талант, помноженный на богатую эрудицию, дал закономерный эффект – совершенство поэтической строки, свободное и лёгкое дыхание стиха, который сродни мелодии, исполненной на скрипке: “Всю тоску я спрячу в Кодры, в серой дымке на рассвете, О тебе одной оставлю осень в розовом букете…” В 1999 году Юрию Садовнику благодаря помощи друзей удалось издать сборник избранных стихов 1971-1998 годов. Общий настрой книги – лирический. Очень много стихотворных размышлений автора об истории, о женщине, о селе, о природе, о том, что Юрий любит больше всего и больше всего ценит.
Когда-то Садовника назвали орхейцем. Так и повелось – вот уже 12 лет певец представляется как Юрий Садовник-Орхеяну. Это дань любимому краю и родной стране. Влад Олэреску написал в послесловии к книге о том, что автор ее был и остаётся гайдуком, но гайдуком не с саблей, а с пером, которое призвано донести до читателей душевные переживания автора… Рождённый для поэзии, этот человек не замечает неудобств быта, пишет в любой обстановке, но более всего любит творить ночью. В его поэзии парадоксальным образом соединяются романтические устремления и приземленность человека, знающего жизнь. “Опыт, – говорит Юрий Садовник, – складывается не только из собственных синяков и ошибок, но из наследия прошлого, накопленного поколениями родителей, земляков, соотечественников. Каждому даны сердце, разум, чтобы выбрать из общего своё, личное. И чем богаче у человека духовный капитал, тем ярче его личность”.
Если говорить о наследии – Юрий увлекается творчеством Николая Рубцова, советского поэта-шестидесятника. В Сусленах в 70-е
годы жила семья Смирновых, и русская девушка Таня познакомила Юрия с творчеством этого поэта. “Ветер за окошками, тихий, как мечтание, А за огородами, в сумерках полей, Крики перепёлок, ранних звёзд мерцание Ржание стреножённых молодых коней…” – цитирует Юрий. Когда-то его потрясла судьба Рубцова, в 35 лет погибшего от рук любимой женщины, не успевшего до конца раскрыть свой талант… Рубцов, рассказывает Садовник, отличался и особым, неповторимым поэтическим стилем, и чудаковатым характером. Однокурсники рассказывали, как однажды в аудитории ГИ- ТИСа со стен исчезли все портреты русских писателей – а потом их нашли в комнате Коли, где он сидел в окружении классиков с бутылкой вермута. Объяснение произошедшему последовало такое: “Мне всегда хотелось выпить в компании великих людей”.
В 1976 году на гастролях в Ленинграде Юрий Садовник случайно встретил Таню Смирнову! Они гуляли по северной столице России – и снова читали друг другу стихи Рубцова… Более 20 лет для себя – просто для души! – Садовник в поездках, на гастролях сочинял музыку на стихи любимого поэта. Для этого слушал музыку 60-х, погрузился в творчество Окуджавы, Бичевской, Градского, изучал русскую народную музыку.
Ни одна песня Садовника на стихи Рубцова не похожа на другую. Бард исполняет их под аккомпанемент гитары, к которой иной раз присоединяется звучание гармони. Несколько песен вообще исполняет а капелла. Например, эту: “Чуть живой, не чирикая даже, замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, из-под крыши бросается к ней. И дрожит он над зернышком бедным, и летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным оттого, что так трудно ему…” Юрий уверен, что “русские ещё откопают этого поэта для своих потомков”, что Рубцов – поэт будущего!
Как-то друг Садовника, писатель и журналист Константин Мунтяну, рассказал атташе российского посольства по культуре о том, что в Молдове есть певец и композитор, переложивший стихи Рубцова на музыку. В России своего поэта подзабыли (хотя когда-то исполнялась и была очень популярной песня на стихи Рубцова “Я буду долго гнать велосипед…”). Дипломаты заинтересовались. Так возникла идея создания фильма о Рубцове. Съёмки Юрий мечтает начать на родине Николая, в деревне Тотьма Вологодской области. А пока что поэт Ион Прока взялся за перевод поэзии Рубцова на румынский язык.
Кстати, Юрий Садовник не увлекается политикой, но говорит, что к разговорам о ней в нашей жизни вынуждает все: “Люди устали от войн, нищеты, политической неразберихи. Хочется просто жить, верить в Бога и дружить со всем людом на Земле”. Если бы Садовника выбрали президентом, он бы издал указ о наказании “тех, кто пугает народ Румынией и Россией”. По мнению певца, мы хоть и небольшая, но самостоятельная и многонациональная страна. А еще Садовник посодействовал бы созданию такого законодательства о спонсорстве, которое помогло бы стране возродить культуру: “В Молдове немало людей, готовых помочь творческим людям”.
Sursa: Пономарева, Наталья. Юрий Садовник коллекционирует ламповые приемники // Бессарабцы на страницах газеты „Новое время”. – К., 2003. – С. 282-283