Ivan Zaikin : sportiv

ЗАИКИН Иван

«Заикин — это Шаляпин русских мускулов», – писала парижская пресса 1908 года, ставшая свидетелем поразительных достижений борца из России. Выиграв титул чемпиона мира по борьбе в своей категории веса, атлет стал давать представления в цирке, что было своеобразной модой того времени. 
Публика восхищалась его силой. Завязанные им «бантики» и ; «галстуки» из металлических полосок стали экспонатами Парижской кунсткамеры. По груди этого человека проезжал автомобиль, а он весело вскакивал и после бодрого русского «Э-эх», приступал к очередному номеру: таскал на плечах желающих прокатиться – этот номер назывался «живая карусель», брал на плечо огромный морской якорь или наполненную сорокаведерную бочку и прогуливался по арене, рвал усилием плеч цепи и канаты. Прославился Заикин как атлетический борец. 
В силе и ловкости он не уступал никому в мире. В России же, сильнее него был только знаменитый Иван Поддубный, которому Заикин проигрывал схватки при каждой встрече, сводя лишь некоторые из них вничью. В том же 1908 году в Париже русские богатыри Поддубный и Заикин оставили без призов знаменитых иностранных атлетов, поделив между собой первое и второе места. Затем забавы ради, развлекали публику в цирковых представлениях. Родился Заикин на Волге – в Симбирской губернии в 1880 году, потому очень любил свой первый титул, который присвоила ему русская пресса: Волжский богатырь. Трудовая биография складывалась нелегко. 
Приходилось бурлачить, быть грузчиком в портах, работал «крючником». Эту профессию описал знаменитый журналист и бывалый бродяга В. Гиляровский, подчеркнув, что крючник задавал тон работе всей артели, подавая ватаге, один за другим тяжелые мешки из чрева корабля. 
Так, что силушка для такой работы требовалась недюжинная. Кстати, Гиляровский, сам бывший крючник, ставший со временем лучшим репортером России, дружил с Иваном Заикиным, писал не раз репортажи о его схватках и победах. Надо сказать, что в начале 20-го века в России стал культивироваться атлетический спорт как альтернатива народной забаве «стенка на стенку». Открывались клубы, приглашались тренеры. По всей стране искали силачей, имевших не только крепкие мышцы, но и обладавших спортивным талантом, ловкостью, которым было присуще изящество движений. 
Именно таким и оказался Иван Заикин, который в скором времени превратился из биндюжника в популярного атлета и борца. В то же время первые шаги делает и русская авиация. И Заикин становится одним из первых русских авиаторов, чем он гордился не менее чем спортивными достижениями. А титулов и наград у него было множество. Иногда он одевал через плечо специально сшитую ленту, на которой красовались медали, знаки отличия – награды, как говорится, с головы и до пят. 
Борец не принял революцию, поэтому выехал за рубеж, много гастролировал по странам и континентам, развлекая публику и зарабатывая этим себе на жизнь. В 1928 году осел в Кишиневе – городе, который хоть отчасти погашал его тоску по родине. По привычке Заикин продолжал выступать, даже серьезная травма (1938) и возраст не убавили его сил. Наверное, потому, что дело было не только в силе, но, и в таланте вести бой расчетливо, с умом. Не зря иностранные репортеры называли его «самым хитрым борцом», а русские журналисты – «самым умным из борцов мира». Оставаясь практически безграмотным мужиком, он фактически покорял публику природными физическими данными, изяществом и артистизмом, демонстрируя на сцене и арене подлинный, богом посланный аристократизм. В Кишиневе до сих пор есть улица, названная его именем, сохранился и дом, в котором проживал русский богатырь. 
Корецкий, Иван. Русские имена Бессарабии. Кишинев, 2011, С. 125-126.

Leave a comment