
В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ СКАЗКАМИ И СТРАХАМИ
В Григоре талант открылся к десяти годам. Как он предпо-лагает: «Это произошло не от желания творить, а скорее от страха и одиночества». В то голодное послевоенное время, мама, собрав по дому все, что можно было продать или обменять на хлеб и другие продукты, уехала в Черновцы, забрав с собой старшую сестру … Поездка затянулась на долгих четыре дня. На все это время маленький Григоре остался совсем один.
«Особенно страшно, – вспоминает он, – было по ночам. Тем более, что по селу ходили слухи о том, что люди на почве голода стали есть друг друга. От страха, что ко мне кто-то придет, я не мог заснуть. Чтобы как-то себя успокоить, я рассказывал себе сказки. Правда на тот момент единствен-ной сказкой, которую я знал, была «Саpra cu trei iezi», и рассказывал я ее себе вплоть до того момента, пока к дому козлят не подходил волк. Дальше слушать было страшно, и я начинал все сначала».
Тогда, от того же страха и одиночества, мальчик шепотом звал маму, все приговаривая: «Vino tu, vino tu, vino tu …», а когда появлялся ее образ, умолял: «Nu te du, nu te du, nu te du!». ВОТ так, в промежутках между сказками и стра возникли первые стихи будущего поэта Григоре Виеру.
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ И МАЙСКИЕ ЖУКИ
Григоре был успевающим учеником. Единствен-ный предмет, который ему не давался – был ру-ский язык. С профессиональными учителями в послевоенное время был дефицит, поэтому преподавал этот предмет односельчанин, русский по происхождению. Григоре на его уроках скучал. Чтобы хоть как-то развлечься, приносил в спичечном коробке майских жуков и посреди урока выпускал их на волю. Они жужжали, летая над головами, тем самым отвлекая одноклассников. Так был сорван не один урок, потому учитель русского языка, приходя на очередное занятие, первым делом просил проказника выйти из класса. Григоре с удовольствием покидал аудиторию, ему было в радость поменять нудные 45 минут на чтонибудь более интересное.
Получив аттестат зрелости, Григоре решил поступать в педагогический институт, на факультет биологии. Будущий поэт очень любил природу во всех ее проявлениях. Экзамень сдал на «отлично», но специализацию пришлось все же сменить. Причиной его перевода на филологический послужили тени на легких – следы тяжелых после-военных лет. Учеба на биолога предполагала много выездов и работы под солнцем, а это могло отрицательно сказаться на здоровье студента Виеру.
РАБОТА, КАК ДАНЬ ДЕТСТВУ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
Первый сборник Григоре вышел еще в студенческие годы. Тогда это было сенс
ацией. Добиться печати удавалось далеко не каждому. «В те времена, – вспоминает он, – печатали только тех авторов, кто писал о Ленине, о партии, о коммунизме и т.д. Я пошел иным путем – стал писать детские стихи. В этой области было гораздо больше свободы. Мало того, мне очень хотелось писать именно для детей. Таким образом я возмещал то детство, которого у меня в общем то и не было».
«ДЛЯ ОЖИДАНИЯ БУДУЩЕГО ТЫ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ МНОГО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ»
Работать приходилось много и удавалось только по ночам. Лишь тишине и спокойствии рождались до удивления простые и в то же время мудрые четверостишья, которые встречал каждый из нас в своей первой книге под названием АЗБУКА. Его стихи и сегодня заполняют большинство страниц национальных (и не только) учебников для младших классов, пестрят в сборниках лучших стихотворений не только для детей, но и для взрослых, звучат по радио мотивами народных и эстрадных песен.
И по сей день Григорий Павлович по ночам не спит – все пишет «Это вошло в привычку, – говорит он. – Мне хватает всего трех часов, чтобы я чувствовал себя выспавшимся. Просыпаюсь, и снова за дело. Работы очень много, а времени с каждым днем все меньше».
Мыслительный процесс у поэта непрерывен. Неважно, где он находится: идет по земле, летит в самолете, или едет в автобусе – мозг в работе и напряжен. Возможно от того, поэта Виеру называют рассеянным и слагают об этом анекдоты (история с чужими ботинками, что он обул в гостях). «Некоторые даже обижаются, – делится Григорий Павлович. – Они понимают как я, глядя им прямо в глаза, мог пройти мимо и не поздороваться. А я их в упор не вижу – я в это время размышлю. Вот из-за такой своей рассеянности я никогда не стремился быть руководителем. Но и подчиняться мне не по душе. Я – свободный художник».
НАДО ЖЕ БЫЛО ВСТРЕТИТЬСЯ!
1 ноября 1958 года состоялся конгресс Союза писателей, в перерыве между выступлениями писателей, выступили и ученики первых классов, читавшие стихи детских писателей. Их выступление подготовил один молодой, подающий надежды поэт, Григоре Виеру. На этот же конгресс получила официальное приглашение и Раиса Наку, в то время уже заведующая литературной частью драматического театра Оперы и Балета. Они встретились у гардеробной. Григоре стоял в очереди за пальто вместе с писателем Павлом Боцу, односельчанином Раисы. И надо же ей было подойти именно к ним, чтобы попросить обменять номерок на свое пальто.
Через пару дней Григоре пригласил Раису на вечер, посвященный 7 ноября и проводимый в редакции детского журнала «Скынтея ленинистикэ», где работал поэт. С тех пор они неразлучны, а в ноябре 2009 отметят юбилей золотой свадьбы. И если тогда, вначале их знакомства, Раиса была немало удивлена простотой и в то же время непредсказуемостью стихотворений Григория, то се-годня – она его первый критик и верный страж. По доброте душевной Григорий Павлович много книг дарит (а потом берет их из библиотек), и только она ведет им счет, помнит фамилии всех пере-водчиков и знает многие стихи наизусть.
Досье:
Цвет глаз: голубой
Цвет кожи: белый
Цвет любимой одежды: коричневый
Цвет спальни: желто-розовый
Цвет рабочего кабинета: книжный
Цвет машины: Однажды мои недруги (и такие есть) объявили по ин-тернету, что якобы я задавил машиной ребенка. На их атаку у меня имелось железное алиби: в моей жизни даже велосипеда не было!
Первое слово: Когда сижу за письменным столом, для меня все слова – первые.
Первая фраза на первой работе: «Господи, помоги!»
Первая фраза в роли шефа: «Хорошие мои! Постарайтесь быть немцами в работе и румынами в отдыхе».
Первое значимое достижение: «АLARМА» – первая книга детских стихотворений, которая вышла еще в студенческие времена.
Первый риск на работе: опасность говорить о запретных вещах в 60-70 годы прошлого века. Да и зависть к моим успехам…
Первое острое разочарование: Когда один коллега (бывший друг) пожелал на страницах газеты моей смерти.
Самая сильная черта характера: справедливость.
Самая ненавистная черта характера у людей: предательство.
Самая любимая фраза: «Кто спит на земле, не боится, что упадет, когда поворачивается на другой бок», – румынская поговорка.
Самая ненавистная фраза: вся армия ругани.
Самое горячее желание: чтобы оставили меня в покое. Я никому никакого вреда не сделал.
Самая любимая песня: значимость той или иной песни зависит от настроения моей души.
Марка машины: «Не разбираюсь в таких марках» Марка сигарет: «Существуют и такие марки?»
Марка коньяка (вина, шампанского, виски): Бочковое, домашнее вино. Простой «Зайбер». Пить, конечно, в погребе.
Марка обуви: Я никогда не знал, какую марку обуви я ношу. Честно! Находясь в гостях, я, по рассеянности, порой надеваю чужие туфли.
Знак гороскопа: Водолей (Прекрасный знак!) 14.02.1935
Знаки отличий: «Poet al poporului», «Оrdinul Republicii», Член Румын-ской Академии, золотая медаль Женевской Международной органи-зации «Интеллектуальная собственность», премия Андерсена и др.
Siesta, nr. 6(53), 2008, P. 17-26.
