Lazari Dubinovskii

Певец соцреализма, который вкладывал в камень душу

Лазарь Дубиновский видел то, чего не видели другие

Мы продолжаем рассказывать о выдающихся личностях молдавской истории. Совсем недавно мы приподняли завесу над жизнью бессарабского Робина Гуда, «атамана Ада», Григория Котовского. Его, сидящем на коне с гордо выпрямленной спиной и поныне можно увидеть в молдавской столице – выполненном в бронзе. Этот памятник считается одним из трех лучших конных памятников Европы и лучшим XX века. Мало кто знает, что создавал его знаменитый скульптор Лазарь Дубиновский. В этом году ему бы исполнилось 100 лет. Критики признают – Дубиновский был уникальным художником, он видел и воплощал в камне то, что не могли увидеть другие скульпторы – глубину души, характер, внутреннее состояние человека.

Столетие со дня рождения Дубиновского отмечали в Национальном художественном музее Молдовы – выставкой. Работ было представлено 20, остальные из-за огромных размеров в экспозиционный зал не вместились. Но и те, что были, настолько поражали своей уникальностью, что хотелось смотреть на них часами. По словам старшего научного сотрудника музея, Валерии Суручану (в 2008 году музеограф получила медаль за хранение коллекции молдавских скульптур XX века), Дубиновский умел уловить в человеке то, чего не видели другие художники. И мог воссоздавать это в камне, дереве или бронзе.

Скульптурой Дубиновский увлекался с детства. Сначала были забавные фигурки пастухов и животных – сказывалась сельская жизнь. Мальчик родился в небольшой деревне Старый Альбинец Фалештского района, в семье учителя. Хотя никто из семейства ничем близким к скульптуре не занимался, уже в семь лет Лазарь обращает на себя внимание учителя рисования. К тому времени его семья уже перебралась в Бельцы, и мальчик мог обучаться любимому делу. Однако главные уроки скульптуры молодой художник получил в Бухарестской Академии изящных искусств и в парижской мастерской Антуана Бурделя частной академии Гран-Шомьер. Это был очень ценный опыт. Вот как сам Лазарь Исаакович, учившийся у Бурделя в последние годы жизни скульптора, рассказывал о своем учителе: «Бурдель узнавал почти всех своих прежних учеников, у него была хорошая память. Улыбался, благожелательно-холодно говорил две-три фразы. Но ключи от мастерских давал только тем, чьи работы или хотя бы фотографии с них казались ему интересными. Говорил: «Подражателям – а большинство тех, кто учится здесь, в Париже, выше этого не поднимается – ничего не надо показывать». Подражателей он не терпел.
Несмотря на заманчивые предложения работать в Бухаресте, Дубиновский вернулся на родину и начал творить. Но потом была война, фронт, ранение, госпиталь – все это побудило его рассказать в своих следующих работах о героизме людей, выступивших против фашизма.
После войны скульптор поселился в Кишиневе. Дубиновский приобрел известность, и госзаказы пошли чередой. Он был обласкан властью, многие его работы, безусловно, идеологизированы. Однако выполнены они на высоком уровне. Дубиновский – пример творческого человека, которого искусство насыщало не только духовно. Оно кормило, причем очень неплохо. Музеограф Валерия Суручану рассказывает, что в прежние времена, когда госзаказов было много, востребованные скульпторы становились весьма состоятельными людьми. Конечно, существовала конкуренция, но, даже выполняя всего одну работу за год, художник мог жить безбедно. Сейчас у государства нет средств на скульптуры, а значит, и госзаказов нет. Художники стали свободными, но голодными. Притом, что и теперь их работа оценивается в относительно немалые суммы – один бюст может стоить до 100 тыс. леев, – дожидаться заказа приходится долго. Печалит Валерию Суручану и то, что современные авторы все чаще обращаются к абстрактным формам, забывая о реалистичной скульптуре. Возможно, потому что передать образ человека намного сложнее, чем создать абстрактную фигуру.
Многие критики считают, что лучше всего Дубиновскому удавались портреты. Сначала это были первые лица государства, генералы, герои войны… В 60-ые в его творчестве все больше образов простых людей, людей искусства. Кажется, в их создание он на самом деле вкладывал душу. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на бюст поэта Михая Еминеску с Аллеи классиков – верится с трудом, но работе больше 50 лет! Дубиновский изваял Эминеску свободно и широко, отразив полный внутренний переживаний образ поэта. Эта скульптура – с секретом. Если немного отойти назад и влево, в копне волос поэта можно увидеть профиль скульптора. Валерия Суручану улыбается, услышав просьбу прокомментировать это. «Каждый видит в предметах искусства что-то свое», – говорит она.
Еще одна «шалость» скульптора – конь Котовского. Это иноходец, а комбриг на таких не ездил: в армию иноходцев не берут – из строя выбиваются. Говорят, из-за этого иноходца на группу работавших над Котовским скульпторов ополчился Семен Буденный – требовал восстановить историческую правду. Однако в дело вмешался… закон земного тяготения. Оказывается, посадить массивного комбрига на обычного боевого коня было практически невозможно, а иноходец, который как бы еще не успел полностью шагнуть, прочно держится не на двух, а сразу на трех точках опоры.
В галерее портретов Дубиновского множество шедевров. «Флорика» – бронзовая девушка слегка склонила голову. Кто позировал скульптору неизвестно, но, несомненно, в ней тонко воссоздан местный колорит. А вот «Древогиб» – мускулатура богатыря вырисовывается так точно, что кажется, работал знающий человеческое тело врач. Кстати, этот образ долгое время был частью герба Северной столицы Молдовы. Говорить о скульптурах Дубиновского можно часами, но это все равно не приблизит к пониманию его творчества. Такие работы надо видеть.
Лазарь Дубиновский умер в 72 года и был похоронен на Армянском кладбище в Кишиневе – рядом с женой и родителями. На могиле супруги Лилы – памятник работы самого художника. Скульптурный портрет Лазаря Исааковича в бронзе создал Валерий Ротарь, однако в конце 90-х памятник был демонтирован…
У Дубиновского остались два сына – Сергей и Вениамин. Первый умер в 2002 году, второй жив, но очень болен. Внук Лазаря Исааковича Юрий – архитектор. К сожалению, он мало что смог рассказать нам и признался, что у него не сохранилось документов и фотографий знаменитого родственника. Юрий случайно узнал о выставке работ деда в Художественном музее. Что ж, наследие Лазаря Дубиновского – не в биографии, а в работах, которые и сегодня украшают города Молдовы.

Надежда Лазарь
http://www.trud7.md/index.php?r=6&s=39

Leave a comment