Армянское кладбище – история, которую мы теряем

Как и многие памятники культуры и архитектуры в нашей стране, Армянское кладбище по улице Матеевича в Кишиневе не входит в число охраняемых государством объектов, и многие годы пребывает в «бесхозности». Надгробные плиты известных и влиятельных в прошлом особ, исторических личностей, первых людей нашего края, рассыпаются в прах и исчезают из-за недосмотра, халатности и хулиганства.
И похоже, что в ближайшее время на перемену ситуации к лучшему надеяться не приходится. «А что там такого в этом кладбище? – часто слышишь расхожее мнение обывателей. – Та же «Дойна», только в центре…» В действительности Армянское кладбище (правильнее называть его Центральным православным) обладает большим историческим и культурным значением для Кишинева. Только посмотрите, какие фамилии высечены на его надгробных плитах: Матеевич, Донич, Суручану, Котовский, Маврокордат. Здесь похоронен сербский принц Алексей Карагеоргевич; Гулак-Артемовский – друг царевича Георгия Александровича; Крупенские – когда-то Ленин называл этот край именно «Крупенской губернией». Тут же покоится прах порядка двадцати русских генералов. Толстые деревья на этих захоронениях, вросшие в ограду, лучше всяких слов говорят о возрасте этих могил.
Сто лет запустения
Армянское кладбище занимает площадь порядка 10 га. Самое старое захоронение датируется 1825 годом. Но сегодня нет никакой гарантии, что эта часть нашей истории не будет уничтожена. Подавляющее большинство старых могил – в глубоком запустении. На надгробных плитах, поставленных людям, которые облагодетельствовали город, построили улицы и здания, среди которых мы сегодня ходим, едва можно разобрать надписи. Память о тех, кто превратил худую деревню в губернский город, культурный и торговый центр региона – стоит сейчас покосившаяся, потемневшая от многолетнего слоя пыли и грязи. Еще в 30-х годах бессарабский историк Георгий Безвиконный писал о кладбище:
«Много надгробий разрушено, но и те, что остались, заслуживают большего внимания, чем им уделяется».
Кладбище разрушалось уже тогда, что же говорить про сегодняшний день? Уже в те годы там не хватало места. А в советское время площадь кладбища еще сократили – прямо на его территории построили кинотеатр, который сейчас называется «Гаудеамус».

Сейчас же глазам небезразличного к истории посетителя открывается и вовсе скорбная картина. У склепа, спроектированного самим Бернардацци, растоптана старая плитка. Железная сетка, защищавшая некоторые памятники на протяжении сотни лет, прогнулась. Могилу губернатора заслоняет какая-то будка. У скульптур ручной работы отбиты руки и головы. А ведь эти могилы ценны и сами по себе. По словам кишиневского краеведа, знатока здешнего дворянства Евгения Румянцева, каждое из старинных надгробий – произведение искусства.
Кладбищенские Доны
«Это место, которое уже состоялось», – считает Евгений Румянцев. Но постепенно свежие могилы людей, скажем так, широко известных в узких кругах, вытесняют захоронения дворян, генералов, князей, поэтов и писателей, которым была в свое время оказана честь быть похороненными на этом кладбище. Мало того, что за захоронениями не ухаживают – их еще и намеренно разрушают, и все ради того, чтобы освободить драгоценное место.
По словам Евгения Румянцева, каждый год с кладбища исчезает все больше памятников, из числа тех, что были установлены известным некогда в Бессарабии и за ее пределами личностям. «Каждый раз не нахожу части могил, которые видел еще недавно», – говорит Румянцев. Так что хотя кладбище и выглядит бесхозно, но у него есть хозяева, «и очень внимательные», горько смеется краевед. «Здесь орудует «кладбищенская» мафия», – считает другой кишиневский историк, краевед Владимир Тарнакин. Кстати, как оказалось, места на Армянском кладбище не выделяются на вечное пользование, а сдаются в аренду. Назначена и плата за право покоиться здесь – 10 леев в год – цена хоть и символическая, но родственники многих исторических личностей, похороненных на Армянском кладбище, заплатить ее не могут, потому что их просто нет, этих родственников. А не заплатишь вовремя – могилу разроют, кости и гроб выкинут.

По рассказам очевидцев, именно так это и происходит. «О том, что на Армянском кладбище идет постоянный круговорот захоронений, я узнал случайно от гробокопателей, которые помогали мне заливать обрамляющий фундамент вокруг участка, – рассказывает Алексей, посетитель интернет-форума «Мой город Кишиневъ». – Каждый год, производя новые захоронения на месте бывших могил, они находили золото, ордена, медали и многое другое… зубы, например. Многие вещи имели еще и историческую ценность». «После сегодняшнего посещения Армянского кладбища у меня создалось впечатление, что старые могилы преднамеренно уничтожаются! – возмущается посетитель того же форума под именем «ris». – Кое-где расчищены целые площадки, увидеть старые памятники уже редкость. Зато появилась куча склепов для «новых» – сплошной черный мрамор и все они, как близнецы, нет индивидуальности. Что весьма и весьма прискорбно». «…И в голову им, видимо, не приходит, что и с их могилами в своё время поступить могут так же. Пример показан», – заключает другой посетитель.
Государство – не помощник
«На этом кладбище хоронят людей, у которых есть особые заслуги перед родиной. Туда же не каждый человек может попасть», – ответил на наш вопрос генеральный директор Комбината ритуальных услуг, который заведует столичными кладбищами, Вадим Кожушняну. Тем не менее, «пропуск» на Центральное кладбище можно получить и в отсутствие заслуг перед родиной.
На заборе кладбища можно увидеть объявления об аренде на нем мест. Мы спросили, практикуется ли на Армянском кладбище аренда. «3500 леев», – был ответ Вадима Кожушняну. «Но это не аренда, а, по сути, броня, так как взимается единожды», – оговорился гендиректор. Владимир Тарнакин считает, что, так как родственников у многих покойных нет уже лет сто, захоронения должны быть под охраной государства. Но и тут г-н Кожушняну огорошил: «В задачу администрации кладбища не входит слежение за состоянием захоронений, а только за прилегающей территорией, – заявил гендиректор. – Есть пара памятников, которые находятся на нашем обслуживании. Остальные – нет. Старые могилы хранятся в том состоянии, в каком были. Когда государство даст деньги, тогда будем что-то делать.
А так – что у нас на балансе, то мы и выполняем», – заключил он. Как нам стало известно, единственное, что государство в лице Минкультуры считает ценным на этом кладбище – это Церковь Всех Святых, построенную в середине XIX века. Ее оно вроде бы охраняет. Остальное, согласно бумагам, не является памятником архитектуры или культуры. «Этому кладбищу нужно придать статус музея под открытым небом или что-то вроде того», – предлагает краевед Евгений Румянцев. Но даже, если его предложение услышат и начнут внедрять в ближайшее время, вряд ли это поможет. Сейчас в реестр памятников, охраняемых государством, входит более пяти тысяч объектов, и уследить за всеми не реально. «Более плачевной ситуации в области охраны памятников, чем в Молдове, нет нигде: ни в СНГ, ни в Европе», – говорит глава Управления культурного наследия Серджиус Чокану. По его словам, причиной того, что даже официально взятые под государственную охрану памятники не получается содержать должным образом – в том, что у государства нет ни соответствующей законодательной базы, ни специализированных учреждений, ни кадров.
«Сейчас в парламенте находится проект закона об охране археологического наследия. На очереди ряд других, призванных создать в нашей стране законодательную систему по охране культурного наследия по примеру других европейских государств», – рассказывает Серджиус Чокану. По его мнению, складывать все финансовое бремя по охране, консервации и реставрации памятников наследия только на плечи Минкульта – неудачная идея. Резкий контраст со всем описанным представляет другая часть Армянского кладбища. Она хорошо отделана, ухожена, охраняема. Речь о всем известном мемориале «Вечность». Евгений Румянцев с сожалением отмечает, что политической воли правителей хватило только на это. Кстати говоря, не все старинные кладбища столицы находятся в таком же плачевном состоянии, как Центральное. По словам историка, достойный пример являет собой Еврейское кладбище, которое прекрасно обустроено и постоянно ухожено.
«А у могилы моих родственников, похороненных на Армянском, трижды воровали скамейку. Никакое не произведение искусства, а сперли!», – смеется Евгений Румянцев.
Фотографии сайта oldchisinau.com
Захар Корецкий Молд. ведомости. – 2010. – № 65 (16 июня).
http://www.vedomosti.md/news/Armyanskoe_Kladbishche__Istoriya_Kotoruyu_My_Teryaem
rog pe cei care posteaza sa o faca in romana si daca vor si in rusa caci noi romanii din dreapta Prutului nu stim rusa! Si ma indioesc ca rusii sunt interesati de cimitirele romanesti din Basarabia…iar romanii basarabeni trebuie sa afle despre vrednicii inaintasi ..in limba romana.MULTUMESC,Florin Niculescu
LikeLike