Имена героев Ясско-Кишиневской операции носят новые улицы столицы.
С основных магистралей города фамилии Бельского, Берзарина, Толбухина и Тимошенко стерли
Годовщину Ясско-Кишиневской операции отмечали в нашей стране всегда. А как такое забыть? Молдова была освобождена от оккупации, во время которой фашисты уничтожили 64 тысячи человек, более 47 тысяч наших соотечественников угнали в рабство, 207 тысяч мирных жителей были подвергнуты пыткам и истязаниям. Поэтому, когда 24 августа 1944 года советские солдаты вошли в Кишинев, был настоящий праздник. Правда, замешанный на горе, разрухе и слезах. Первым в молдавскую столицу с севера ворвался 1-й батальон 273-го гвардейского стрелкового полка под командованием капитана Алексея Бельского. Сразу было водружено знамя Победы на полуразрушенном здании мэрии. Участники Ясско-Кишиневской операции стали героями и по наградам, и в глазах людей. После войны новые, строящиеся магистрали города называли в честь героев, освобождавших Молдавию: маршалов Федора Толбухина и Семена Тимошенко, капитана Алексея Бельского. А одну из улиц в центральной части столицы – в честь генерал-полковника Николая Берзарина.
В начале 1990-х повальное переименование улиц привело к тому, что в Кишиневе с табличек стерли имена тех, кто подарил нам свободу и жизнь. На возмущения горожан тогдашние власти не реагировали. Стыд за неразумное переименование, за неблагодарность, противоречащую христианским устоям, пришел позже. И началась еще одна война – за возвращение улицам имен героев. «В сердце Германии, побежденной в той войне, в городе Берлине улица «Берзарин-штрассе» носит до сих пор имя героя-освободителя. И нам необходимо восстановить историческую справедливость и вернуть одной из улиц столицы нашей страны имя генерал-лейтенанта Берзарина, под командованием которого 5-я ударная армия освободила Кишинев», – это говорил президент Владимир Воронин еще три года назад. Война велась не только за восстановление названия улицы с именем Берзарина, но и за Бельского, Тимошенко, Толбухина. Не так давно городские власти все-таки приняли решение назвать маленькие улочки на окраине города, где пока еще только строятся коттеджи, именами четырех героев страшной войны.
Ветераны вспоминают
Иосиф Абрамович Рапопорт, известный генетик, за освобождение Кишинева был награжден орденом Отечественной войны II степени:
– 20 августа в 6.10 раздалась мощная канонада, которая длилась полтора часа, затем вступила в действие авиация. В 8.00 эхо такой же канонады донеслось со стороны 3-го Украинского фронта. Началась одна из крупнейших операций Великой Отечественной войны – Ясско-Кишиневская. Советские танки и пехота атаковали передний край противника, прорвали его и устремились вглубь на юг, навстречу наступающим с днестровских плацдармов соединениям 3-го Украинского фронта. 24 августа 1944 г. войска 3-го Украинского фронта при решительном содействии войск 2-го Украинского фронта в результате обходного маневра и атаки с фронта штурмом овладели столицей Молдавии – городом Кишиневом.
***
Павел Борисович Винник:
– Армия попала в состав 3-го Украинского фронта, которым командовал Толбухин. Я на всю жизнь запомнил эти бои. Самое страшное – когда теряешь товарищей. В жару мы шли на Кишинев – фашисты бежали… Это была знаменитая Ясско-Кишиневская операция. Была такая тираспольская дорога. Там столько трупов было! В основном — наших предателей, что с немцами отступали. Ведь многие считали, что никогда большевики не вернутся…
Август 1944 года, жара жуткая. От малярии мы теряли больше людей, чем от ранений. Очень много было винограда, да и вообще еды было много. Когда пошло наступление, было уже ясно, что немцы будут драпать. Но у них было страшное оружие — огнеметы. У меня был друг, сибиряк, чудный парень, помкомвзвода, старшина – он столько мне помогал!.. Я же городской парень, для меня пройти 30 км – это страшно. Я был в ботинках с обмотками, и когда мы прошли первые 30 км и был привал на обед, я понял, что никуда больше не пойду. Ноги были — сплошные пузыри, красные. Двое ребят побежали за санинструктором; тот обмыл мне ноги, бритвой разрезал пузыри, смазал ихтиолкой. И вот этот парень-сибиряк смотрит на меня и говорит: «А ведь ты не от этого такой грустный. Жить хочешь? Дам совет: тебе сейчас хорошо?» – «Да.» – «Живи минутой. Не загадывай наперед – дольше проживешь. А если начнешь думать, внимание пропадает, и можно под пулю попасть». Когда мы уже врывались в Кишинев, сбоку огнеметчик дал залп. И этот мой дружочек попал под огонь. Я до сих пор не могу забыть крик умирающего от ожогов. Начали его засыпать землей, но бесполезно…
ЦИФРА
11 миллиардов советских рублей (в ценах 1941 г.) – такой ущерб нанесла война Молдавии.
Было разрушено 1037 промышленных предприятий, половина жилых домов. Кишинев был уничтожен на 70 процентов.
Подготовила Наталья СИНЯВСКАЯ.
КП в Молдове 25.08.2007
http://old.kp.md/freshissue/culture/266539/