Формат «многоголосной» книги – один из самых притягательных для любителей истории. Пласты разных эпох, запечатленные в дневниках известных личностей соединяются в уникальные пазлы «живой» летописи Кишинева. Города, выросшего из небольшого поселения на реке Бык, прошедшего неоднократные периоды упадка и расцвета и все- таки сумевшего выстоять и стать столицей независимого и суверенного государства.
Книга «Мой Кишинев», идею которой воплотил уроженец нашего города, ныне известный московский издатель Владимир Пирожок, объединяет более трех веков истории. Здесь собраны воспоминания тех, кого судьба на разное время закинула в Кишинев. Для одних, подобно Александру Пушкину, он стал местом изгнания, для других, таких как Иван Заикин вынужденной родиной. Третьим – Алле Баяновой, Алексею Щусеву и другим довелось здесь родиться.
В книжном разделе «Век минувший» вниманию читателя представлены 19 уникальных мемуарных материала, где мы, например, узнаем, что Михай Эминеску, в биографии которого никогда не значился Кишинев, все-таки дышал воздухом нашего города. Проездом из Одессы в Яссы он на 35 минут останавливался на кишиневском железнодорожном вокзале.
В воспоминаниях картографа Александра Вельтмана, тесно общавшегося в Кишиневе с Пушкиным, можно прочитать о платоническом романе гения русской словесности с молдованкой Пульхерицей, дочерью Варфоломея. Оказывается, влиятельный боярин совсем был не прочь породниться с опальным поэтом.
Из очерка о Кишиневе 1840 года, члена Русского географического общества Николая Надеждина выясняется, что богатые кишиневцы в те времена грезили вовсе не о Париже, а о Вене, которую активно посещали и даже учавствовали в ее знаменитых светских сезонах.
Детские годы провел в Кишиневе и известный художник, член объединения «Мир искусства» Мстислав Добужинский. Описывая в своих дневниках тот период, он с теплотой вспоминает родную 2-ую мужскую гимназию, расквартированный в Кишиневе военный гарнизон, в котором служил отец, красоту и изобилие Архиерейского яблочного сада, куда они все вместе ездили загород по выходным.
«Свой» сад детства был и у Алексея Щусева. По его рассказам семейный «фруктовый рай» распологался в Дурлештах – невероятно живописном и зеленом месте, которое по яркости красок прославленный архитектор сравнивал с полотнами Куинджи.
Интересно узнать, что отец будущей знаменитости был смотрителем Городской больницы – ныне Инфекционной больницы «Тома Чорбэ».
Весьма примечательны записи о довоенном Кишиневе, сделанные Ириной Кантакузиной- представительницы одной из самых громких бессарабских фамилий. В ее воспоминаниях, Кишинев- город цветов. Их выращивали не для продажи, а для души. Одним из своих первых впечатлений о городе, Ирина Львовна называет Всерумынскую сельскохозяйственную выставку, организованную в 1925 году. Она проходила на территории нынешнего парка «Валя Морилор». Кантакузина много описывает и так называемую «развлекательные» возможности тогдашнего Кишинева – парки, катки, пляжи. В частности, описывает штрандт Бивола – дошедший до наших дней бассейн «Локомотив» с буркутной водой.
Вторая часть книги «Мой Кишинев» иллюстрирует «Век нынешний». В этом разделе мыслями о родном городе делятся актриса Светлана Крючкова, режиссер Николай Лебедев, композитор Ян Райбург, журналист Константин Старыш и многие другие.
Кишинев- уникальное пространство, где встретились и гармонично переплелись две парадигмы – Запада и Востока. Это точка соединения двух миров, которым удается мирно существовать и в 21 веке.
Мой Кишинев / сост.: Н. Катаева. – Москва: Галерея; [Кишинэу]: Б. и., 2015. – 376 р.
Книга находится в коллекции «Кишинэу» Секции «Memoria Chișinăului» и филиалах Муниципальной библиотеки им. «Б.П. Хашдэу».
Наталия ШМУРГУН