Strada Vlaicu Pârcălab

Что общего между Пушкиным, Котовским и «Комсомолкой»? Правильно, Влайку Пыркэлаб!

Одна из старейших улиц Кишинёва носит имя сподвижника Штефана чел Маре – Влайку Пыркэлаба.
Эта улица меняла своё название неоднократно, но ничто не мешало ей оставаться одной из самых красивых и достопримечательных в молдавской столице. [кишиневоведение]

Прямая, как луч, любопытная, как музей. Так бы с ходу я описала одну из самых старейших улиц Кишинёва, которой единственной в городе удалось максимально сохранить свою архитектурную первозданность.

Сегодня она носит имя сподвижника Штефана чел Маре – Влайку Пыркэлаба. Именно ему молдавский господарь за 100 татарских злотых в 1466 году и продал местность, обречённую через века стать столицей целого государства. Но когда улица возводилась в 1820-1830 годах, а строительство шло в рамках первого генерального плана развития Кишинёва, все её стали нарекать Галбинской – по названию стороны, в которую она упиралась (периметр бывшей Кузнечной и Садовой) .
В 1893 году городской совет решил переименовать улицу в Синадиновскую, в честь очень известного и уважаемого филантропа Виктора Синадино. Через 50 с лишним лет, после освобождения города от фашистов, она вновь сменила имя и стала «28 Июня», хотя старожилы продолжали называть её, как и прежде, где -то вплоть до 80-х. Улица, на которой во все времена селилась кишинёвская знать, отмечена поступью самого Александра Сергеевича Пушкина! По ней он когда-то спускался к дому боярина Ворфоломея, к дочке которого – Пульхерице, был весьма и весьма неравнодушен. Другие адреса по Влайку Пыркэлаб скрывают не менее интересные истории.

Пантелеймоновская церковь – кусочек Греции в Кишинёве


Один из самых красивейших храмов столицы (чего только стоят одни витражи!) построен в 1891 году на средства братьев Синадино. Эта греческая семья владела в Бессарабии несколькими фабриками по переработке шерсти и много зани
малась благотворительностью. Церковь, возведённая по проекту лучшего зодчего своего времени Александра Бернардацци обошлась меценатам в фантастическую сумму- 110 тысяч рублей. Почти 40 лет эта святая обитель была центром греческой общины Кишинёва. В 60-х советская власть в очередной виток антирелигиозной кампании её закрыла и превратила в склад – фильмотеку киностудии «Молдова- филм». Однако все хранимые там плёнки странным образом размагничивались. С организованным позже в стенах храма дегустационным залом тоже были проблемы. Хранимое здесь вино почему-то кисло. Только после почти 40-летнего перерыва, в 1991 году, Пантелеймоновскую церковь законно вернули в лоно молдавской Митрополии.

В Органном зале когда-то хранились золотые слитки

Постройка Городского банка стала последним проектом Карла Шмидта в качестве градоначальника. Уж больно он хотел, чтобы в центре Кишинёва, рядом со зданием ратуши, красовался храм финансов. Для строительства здания он привлёк талантливого инженера Михаила Чекеруля-Куша. Из-за финансовых трудностей в земской казне банк возводили несколько лет. Правда, результат превзошёл все ожидания. Дворец в классическом стиле с элементами романтизма, с куполом, украшенным многочисленными скульптурами, получился настоящим шедевром. Банковская страница в биографии этого архитектурного сооружения продолжалась более 60-ти лет, пока в 70-х не был построен нынешний Национальный банк по улице Космонавтов. В освободившемся здании хотели открыть то зал бракосочетаний, то ресторан молдавской кухни. Но в это время дочка тогдашнего руководителя республики Ивана Бодюла – Светлана – как раз окончила консерваторию по классу органа, и всё решилось само собой. К сожалению, до современников не дожили главные изюминки строения – статуи. Обнажённый Меркурий исчез ещё в середине 80-х, говорят, его «ню» не понравилось какому-то высокопоставленному чиновнику.

Гербовецкая больница считалась
самой образцовой в Российском обществе Красного Креста

Когда -то благотворительность была не светской причудой, а чувством долга каждого богатого человека. Гербовецкая общ
ина (по названию мужского монастыря в селе Хырбовэц Каларашского района) общества Красного Креста появилась в Кишинёве в 1906 году при самом деятельном участии супруги тогдашнего губернатора Бессарабии княгини Софьи Урусовой и легендарного врача Тома Чорбы. На пожертвования меценатов была отстроена больница, которую по тем временам оснастили электричеством, центральным отоплением и самым современным медицинским оборудованием. Гордостью по праву считался рентгеновский кабинет — настоящая диковинка по тем временам! Больных лечили за символическую плату. Прием доктора вместе с лекарствами обходился пациентам всего в 30 копеек. Даже в советские годы бывшая Гербовецкая больница продолжала оставаться самым лучшим медицинским учреждением города. Правда, попасть в «Лечсанупр» могли уже только избранные – партэлита и прочие сливки общества. Несколько лет назад особняк был передан Координационному совету по телевидению и радио. И только ярко-красный фасад, с «фирменной» отделкой напоминает о былой связи этого здания с Международным движением Красного Креста.

Окружной суд – Григорию Ивановичу всё было нипочём…

От этой жемчужины архитектуры — глаз не оторвать! Колонны, лепнина, статуи, казалось бы, всё, как и 120 лет назад. Даже богиня Фемида на месте. Хотя здание давно уже не вотчина правосудия, а управление «Железной дороги Молдовы». В 1887 году этот шикарный особняк построил австрийский инженер и зодчий Генрих Лонский, при непосредственном участии Александра Бернардацци. Окружной суд сразу же стал местной достопримечательностью, вокруг которого закипела бурная жизнь. Кишинёвцы следили и активно обсуждали громкие судебные тяжбы, а таковых в провинциальном городе было предостаточно. К примеру , дело благородного разбойника Григория Котовского, которого полиция очень долго выслеживала и в конце концов арестовала. Именно в этих стенах будущего комбрига приговорили к 10 годам каторги, о чём до сих гласит сохранившаяся на фасаде табличка. Но вот вопреки расхожей советской легенде — которая вошла во всю кинотеку о Котовском – из зала суда в Кишинёве он никогда не бежал. Свой блистательный побег в духе Артура Конан Дойля он совершил из городского Тюремного замка.

От старинной почты почти ничего не осталось…


Кредитное общество, ломбард, танцзал, Дом офицеров – что только не размещалось в этом некогда милом особнячке до войны. Архитектор Митрофан Эллади вложил в него душу, за что был награждён царскими министрами орденом святого Станислава II степени. После войны дом был передан на баланс Министерства связи и здесь стали сортировать всю городскую почту. Ещё пару лет назад из его окон лился свет, можно было с улицы разглядеть лепнину и высокие потолки. Сегодня от памятника архитектуры остался один фасад, не исключено, что в один прекрасный день исчезнет и он…

«Комсомольская правда» таким соседством гордится!

Вот уже 12 лет, как «Комсомолка» прописалась на этой поистине раритетной улице. Редакция газеты находится в здании типографии «Универсул», прямо напротив бывшей Гербовецкой больницы. Из наших окон видна Пантелеймоновская церковь и трехэтажный особняк, где некогда размещался кишинёвский Окружной суд. Чуть ниже – историческое здание муниципалитета. Соседство с такими уникальными архитектурными «долгожителями» невероятно приятно, тем более при осознании, что их в нашем городе можно пересчитать по пальцам.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


Юрий КОЛЕСНИК, историк: «Влайку Пыркалаб- самая «кишинёвская» улица!»

Тогда во втором десятилетии 19 века Кишинёв был ещё очень маленьким. Его границы проходили по улице Садовой, железнодорожному вокзалу, реке Бык и селом Буканы. В 1834 году царской админитсрацией был утверждён первый генеральный план ( по нему столица Бессарабии развивался до 1949 года) который определил центр города, его главную площадь, парк (сквер у Кафедрального собора). Прямоугольная сетка широких улиц соответствовала принципам застройки южных городов Российской империи. В старом городе предпринимались попытки спланировать кварталы: некоторые постройки сносились, улицы выравнивались. Нынешнюю улицу Влайку Пыркалаб, именно, как улицу в класисическом понимании этого слова построили и оснастили керосиновым освещением одной из первых. Именно здесь стали появляться «фирменные» кишинёвские особнячки из кирпича и известняка. Кстати , протяженность улицы до сих осталась неизменной – 1370 метров.

Наталия ШМУРГУН — 03.02.2012ото
фото: oldchisinau.com
http://kp.md/daily/25829/2804782/

One thought on “Strada Vlaicu Pârcălab

  1. Добрый день я считаю что жители Молдовы должны больше знать о своей стране,о культурном наследии своих предков.Обогащать свой внутренний мир,интересоваться культурой,оставленной величайшими умами столетий.Возможно именно это и приведет к развитию страны и благосостояние народа.Огромное спасибо за данную статью и желаю развиваться в данном направлении,радовать жителей Республики новыми статьями.

    Like

Leave a comment