Бессарабия была родиной многих известных личностей. Но женщин среди них, чьи имена были на слуху, можно пересчитать по пальцам одной руки. Избранница судьбы – Лидия Яковлевна Липковская, одна из лучших лирико-колоратурных певиц первой четверти XX века, выступавшая во многих театрах мира. Обладая необычайным по красоте голосом “серебристого” теплого тембра и широкого диапазона (Липковская свободно брала фа 3-й октавы), она легко исполняла виртуозные пассажи, отличалась ярким темпераментом, высокой музыкальной и артистической культурой.
Будущая дива появилась на свет 28 апреля 1884 года в селе Бабино Хотинского уезда Бессарабской губернии (ныне село относится Кельменецкому району Черновицкой области). Якову Липковскому, ее отцу, главе большого семейства, помогала справляться с нуждой страстная любовь к музыке. Он играл на скрипке, руководил детским хором, который организовал, и где пели все его дети. Лидия, учась в Мариинской женской гимназии в Каменец-Подольске, с 12 лет пела в церковном хоре, с 14 – участвовала в любительских концертах. Уже в этом нежном возрасте застенчивая маленькая гимназистка почувствовала власть своего голоса над публикой. Лидия решила стать певицей.
На последнем курсе гимназии Лидия познакомилась с Христофором Маршнером, студентом факультета восточных языков Петербургского университета, приехавшим на каникулы к родителям в Каменец-Подольск. Молодой человек произвел на провинциалку большое впечатление. Он был умен, хорошо знал литературу, искусство, обладал широким кругозором. После выпускных экзаменов в гимназии Христофор попросил руки Лидии. Но Яков Липковский, считая, что 16-летняя дочь слишком молода для замужества, отказал. Лидия с детства отличалась решительным характером. И через несколько дней пассажирский поезд увез влюбленных в Петербург.
Христофор обожал свою маленькую жену, но очень ревниво относился к ее музыкальной страсти. С рождением дочери глава семейства несколько успокоился, рассчитывая, что заботы о малютке вытеснят блажь жены. Но ошибся. В 1903 году Лидия Маршнер поступила в класс лучшего профессора пения Консерватории – Натальи Александровны Ирецкой. А когда муж поставил ультиматум, Лидия, забрав дочь, ушла из его дома. Все время студентка проводила в напряженной учебе, г-жа Ирецкая была довольна успехами новой ученицы…
*В лучах славы
В 1906 году, как всегда на масленицу, во всех оперных театрах Петербурга шли спектакли с участием разных гастролеров. Лидия (из-за скудного бюджета) на спектакли не ходила, проводя все время за разучиванием своего репертуара. В один из дней ее разыскал сеньор Угетти, антрепренер, приехавшей на гастроли русско-итальянской оперы. Вечером у него шел бенефис известного певца Н.Н. Фигнера, но внезапно заболела солистка. Угетти, услышав, что одна из студенток Консерватории поет роль Джильды (“Риголетто”), предложил Лидии спеть, и она согласилась выйти на сцену под своей девичьей фамилией.
Наутро студентка проснулась знаменитой. Все газеты протрубили, что молодая дебютантка – восходящая звезда оперной сцены. В тот же день на занятии г-жа Ирецкая, спросила у своих питомиц, кто из них пел вчера Джильду. Ожидая услышать похвалу наставницы, Липковская вскочила со своего места: “Это была я!” Наталья Александровна, строго окинув ученицу с ног до головы, отчеканила: “Я думала сделать из вас серьезную певицу, а вы пошли петь недоучкой. Оставьте мой класс и больше сюда не приходите”.
Несколько месяцев “виновница” брала уроки у А.П. Петровского, артиста-режиссера Александринского театра (ныне – Санкт-Петербургский академический театр драмы имени А.С. Пушкина). А потом Ирецкая послала за Липковской, и взяв с нее слово больше не повторять своей ошибки, вернула студентку в Консерваторию…
В 1906 году наша землячка заключила контракт с дирекцией Мариинского театра (государственный академический театр оперы и балета в Санкт-Петербурге) в качестве певицы лирико-колоратурного сопрано русской оперы. С того времени началось восхождение Липковской на Олимп оперного искусства, где девушке из Бессарабии удалось потеснить многих звезд.
“Липковская и лирическая, и драматическая певица, – писал в своих Театральных заметках в газете “Новое время” от 19 апреля 1909 года драматург Юрий Беляев – Ее Джульета полна духа первых почек весны, а драматизм ее какой-то надломленный и усталый. Но она трогательна повсюду, где союз голоса и чувства сочетается в одном впечатлении прекрасного. Она всегда неожиданна, говорю я. Это ли не залог ее будущего успеха!”. В 1921 – 22 годах Липковская совершила кругосветное концертное турне. Французская, английская, итальянская, американская пресса, откликаясь на гастроли Липковской, неизменно отмечала как вокальные достоинства, так и ее высокохудожественную игру.
Парижский журнал “Comaedia illustre” (№18, 1911), например, считал, что “Л. Липковская не только выдающаяся певица, владеющая своим голосом с поразительным совершенством, но еще большая артистка, умеющая придавать своему исполнению яркую экспрессию и нежный поэтический колорит”. Партии Джильды, Виолетты (“Риголетто”, “Травиата” Дж. Верди), Лакме (в одноименной опере Л. Делиба), Джульетты (“Ромео и Джульетта” Ш. Гуно), Марфы (“Царская невеста” Н.Римского-Корсакова) в исполнении Лилии Липковской вошли в сокровищницу русского музыкального театра.
*Испытания
На второй год революции Липковская, выйдя замуж за французского подданного, который, имея большое состояние, не захотел жить в Союзе, уехала во Францию. Через несколько лет певица вернулась в родные края – личная жизнь не удалась. В 1924 году Л. Липковская впервые спела на курорте в Синае для любителей музыкального искусства Бухареста. Не раз певица выступала и в Кишиневе. 14 июня 1926 года газета “Бессарабская почта” сообщила: “в городе гостит знаменитая оперная артистка Л. Липковская, приехавшая из-за границы, где имела колоссальный успех. Из Бессарабии дива отправится во Францию, а потом – в большое турне по Америке. Перед отъездом землячка даст концерты в Кишиневе и Аккермане”.
В 1927 году Лидия Яковлевна пела в кишиневском кинотеатре “Орфеум”, который специально для ее выступления превратили в концертный зал. В 1932 году тоже в переоборудованном кинотеатре “Экспресс” прошла премьера оперетты “Веселая вдова” с Лидией Яковлевной в главной роли. После нее певица отправилась с гастролями по провинции – пела в Хотине, Сороках, Бельцах, Оргееве, Бендерах, Аккермане, Болграде, Рени, Измаиле. Вернувшись, певица вместе с труппой В.Вронского подготовила программу “Улыбка” театра художественной миниатюры, который стал давать представления в зале кинотеатра “Одеон”. После первых спектаклей кишиневцы переименовали кинотеатр в “Улыбку”.
В 1937 году 53-летняя певица простилась с исполнительской карьерой и перешла на преподавательскую работу в кишиневскую муниципальную консерваторию. У Липковской учились Лидия Бабич-Хынку, Алексей Стырча, Тамара Чебан, Николай Дидученко, Вирджиния Зеани, Гарбис Зобиан, Анна Даскал и другие певцы, внесшие большой вклад в национальное искусство.
93-летний Леонид Григорьевич Боксан, старший преподаватель вокала Академии музыки, театра и изобразительных искусств, заслуженный деятель искусств, – один из учеников знаменитой певицы. В дом к певице на Инзовскую, 5 Леня Боксан ходил ежедневно. (Недвижимость, которую певица приобрела в 1914 году к своему 30-летию, состояла из углового одноэтажного дома (ныне в этом здании на пересечении Лазо и Щусева находится республиканский шахматно-шашечный клуб), двухэтажного дома из 12 комнат, стоявшего во дворе, мезонина и каменного флигеля. Пока дочь гастролировала, за домом приглядывал отец артистки).
“Дело было не столько в моих занятиях с Лидией Яковлевной, – улыбается мой собеседник, – сколько в 20-летней Шелли Свотицки, которая приехала из Палестины брать уроки вокала у Липковской. Со своей гостьей, которая поселилась у Лидии Яковлевны, она говорила и пела только по-английски. А я, понятное дело, общался с Шелли при помощи глаз, улыбки и мимики”. Романтическую историю прервала война. Шелли уехала в Палестину, Лидия Яковлевна оказалась в Тимишоаре, Леню Боксана мобилизовали на фронт. Под Сталинградом ученик Липковской попал в плен. После освобождения, как враг народа, попал на 10 лет в ГУЛАГ…
Лидия Яковлевна несколько лет занималась преподаванием вокального искусства в Бухарестской и Тимишоарской консерваториях. Из Румынии переехала в Париж, где жила ее дочь Ариадна. Но воссоединение семьи почему-то не произошло. Больная сахарным диабетом певица вынуждена была перебраться к сестре в столицу Ливана. В Бейруте Липковской предложили место директора местной консерватории. Но из-за прогрессирующего недуга она не могла работать. Доживала Лидия Яковлевна свои дни в крайней бедности, 22 марта 1958 года ее не стало…
Имя Лидии Липковской вошло в историю мирового искусства, но в Молдове оно абсолютно забыто. Его не встретишь ни в Академии музыки, ни на карте города, ни на доме певицы…
*Редакция газеты благодарит: Людмилу Пелин, заслуженного деятеля искусств РМ, и. о. доцента Академии музыки, театра и изобразительных искусств, за фотографии Л.Липковской; Владимира Тарнакина за исторические сведения, использованные автором при подготовке материала.
Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА
Кишинёвский Обозреватель выпуск № 8 от 2010-03-04
На последнем курсе гимназии Лидия познакомилась с Христофором Маршнером, студентом факультета восточных языков Петербургского университета, приехавшим на каникулы к родителям в Каменец-Подольск. Молодой человек произвел на провинциалку большое впечатление. Он был умен, хорошо знал литературу, искусство, обладал широким кругозором. После выпускных экзаменов в гимназии Христофор попросил руки Лидии. Но Яков Липковский, считая, что 16-летняя дочь слишком молода для замужества, отказал. Лидия с детства отличалась решительным характером. И через несколько дней пассажирский поезд увез влюбленных в Петербург.
Христофор обожал свою маленькую жену, но очень ревниво относился к ее музыкальной страсти. С рождением дочери глава семейства несколько успокоился, рассчитывая, что заботы о малютке вытеснят блажь жены. Но ошибся. В 1903 году Лидия Маршнер поступила в класс лучшего профессора пения Консерватории – Натальи Александровны Ирецкой. А когда муж поставил ультиматум, Лидия, забрав дочь, ушла из его дома. Все время студентка проводила в напряженной учебе, г-жа Ирецкая была довольна успехами новой ученицы…
*В лучах славы
В 1906 году, как всегда на масленицу, во всех оперных театрах Петербурга шли спектакли с участием разных гастролеров. Лидия (из-за скудного бюджета) на спектакли не ходила, проводя все время за разучиванием своего репертуара. В один из дней ее разыскал сеньор Угетти, антрепренер, приехавшей на гастроли русско-итальянской оперы. Вечером у него шел бенефис известного певца Н.Н. Фигнера, но внезапно заболела солистка. Угетти, услышав, что одна из студенток Консерватории поет роль Джильды (“Риголетто”), предложил Лидии спеть, и она согласилась выйти на сцену под своей девичьей фамилией.
Наутро студентка проснулась знаменитой. Все газеты протрубили, что молодая дебютантка – восходящая звезда оперной сцены. В тот же день на занятии г-жа Ирецкая, спросила у своих питомиц, кто из них пел вчера Джильду. Ожидая услышать похвалу наставницы, Липковская вскочила со своего места: “Это была я!” Наталья Александровна, строго окинув ученицу с ног до головы, отчеканила: “Я думала сделать из вас серьезную певицу, а вы пошли петь недоучкой. Оставьте мой класс и больше сюда не приходите”.
Несколько месяцев “виновница” брала уроки у А.П. Петровского, артиста-режиссера Александринского театра (ныне – Санкт-Петербургский академический театр драмы имени А.С. Пушкина). А потом Ирецкая послала за Липковской, и взяв с нее слово больше не повторять своей ошибки, вернула студентку в Консерваторию…
В 1906 году наша землячка заключила контракт с дирекцией Мариинского театра (государственный академический театр оперы и балета в Санкт-Петербурге) в качестве певицы лирико-колоратурного сопрано русской оперы. С того времени началось восхождение Липковской на Олимп оперного искусства, где девушке из Бессарабии удалось потеснить многих звезд.
“Липковская и лирическая, и драматическая певица, – писал в своих Театральных заметках в газете “Новое время” от 19 апреля 1909 года драматург Юрий Беляев – Ее Джульета полна духа первых почек весны, а драматизм ее какой-то надломленный и усталый. Но она трогательна повсюду, где союз голоса и чувства сочетается в одном впечатлении прекрасного. Она всегда неожиданна, говорю я. Это ли не залог ее будущего успеха!”. В 1921 – 22 годах Липковская совершила кругосветное концертное турне. Французская, английская, итальянская, американская пресса, откликаясь на гастроли Липковской, неизменно отмечала как вокальные достоинства, так и ее высокохудожественную игру.
Парижский журнал “Comaedia illustre” (№18, 1911), например, считал, что “Л. Липковская не только выдающаяся певица, владеющая своим голосом с поразительным совершенством, но еще большая артистка, умеющая придавать своему исполнению яркую экспрессию и нежный поэтический колорит”. Партии Джильды, Виолетты (“Риголетто”, “Травиата” Дж. Верди), Лакме (в одноименной опере Л. Делиба), Джульетты (“Ромео и Джульетта” Ш. Гуно), Марфы (“Царская невеста” Н.Римского-Корсакова) в исполнении Лилии Липковской вошли в сокровищницу русского музыкального театра.
*Испытания
На второй год революции Липковская, выйдя замуж за французского подданного, который, имея большое состояние, не захотел жить в Союзе, уехала во Францию. Через несколько лет певица вернулась в родные края – личная жизнь не удалась. В 1924 году Л. Липковская впервые спела на курорте в Синае для любителей музыкального искусства Бухареста. Не раз певица выступала и в Кишиневе. 14 июня 1926 года газета “Бессарабская почта” сообщила: “в городе гостит знаменитая оперная артистка Л. Липковская, приехавшая из-за границы, где имела колоссальный успех. Из Бессарабии дива отправится во Францию, а потом – в большое турне по Америке. Перед отъездом землячка даст концерты в Кишиневе и Аккермане”.
В 1927 году Лидия Яковлевна пела в кишиневском кинотеатре “Орфеум”, который специально для ее выступления превратили в концертный зал. В 1932 году тоже в переоборудованном кинотеатре “Экспресс” прошла премьера оперетты “Веселая вдова” с Лидией Яковлевной в главной роли. После нее певица отправилась с гастролями по провинции – пела в Хотине, Сороках, Бельцах, Оргееве, Бендерах, Аккермане, Болграде, Рени, Измаиле. Вернувшись, певица вместе с труппой В.Вронского подготовила программу “Улыбка” театра художественной миниатюры, который стал давать представления в зале кинотеатра “Одеон”. После первых спектаклей кишиневцы переименовали кинотеатр в “Улыбку”.
В 1937 году 53-летняя певица простилась с исполнительской карьерой и перешла на преподавательскую работу в кишиневскую муниципальную консерваторию. У Липковской учились Лидия Бабич-Хынку, Алексей Стырча, Тамара Чебан, Николай Дидученко, Вирджиния Зеани, Гарбис Зобиан, Анна Даскал и другие певцы, внесшие большой вклад в национальное искусство.
93-летний Леонид Григорьевич Боксан, старший преподаватель вокала Академии музыки, театра и изобразительных искусств, заслуженный деятель искусств, – один из учеников знаменитой певицы. В дом к певице на Инзовскую, 5 Леня Боксан ходил ежедневно. (Недвижимость, которую певица приобрела в 1914 году к своему 30-летию, состояла из углового одноэтажного дома (ныне в этом здании на пересечении Лазо и Щусева находится республиканский шахматно-шашечный клуб), двухэтажного дома из 12 комнат, стоявшего во дворе, мезонина и каменного флигеля. Пока дочь гастролировала, за домом приглядывал отец артистки).
“Дело было не столько в моих занятиях с Лидией Яковлевной, – улыбается мой собеседник, – сколько в 20-летней Шелли Свотицки, которая приехала из Палестины брать уроки вокала у Липковской. Со своей гостьей, которая поселилась у Лидии Яковлевны, она говорила и пела только по-английски. А я, понятное дело, общался с Шелли при помощи глаз, улыбки и мимики”. Романтическую историю прервала война. Шелли уехала в Палестину, Лидия Яковлевна оказалась в Тимишоаре, Леню Боксана мобилизовали на фронт. Под Сталинградом ученик Липковской попал в плен. После освобождения, как враг народа, попал на 10 лет в ГУЛАГ…
Лидия Яковлевна несколько лет занималась преподаванием вокального искусства в Бухарестской и Тимишоарской консерваториях. Из Румынии переехала в Париж, где жила ее дочь Ариадна. Но воссоединение семьи почему-то не произошло. Больная сахарным диабетом певица вынуждена была перебраться к сестре в столицу Ливана. В Бейруте Липковской предложили место директора местной консерватории. Но из-за прогрессирующего недуга она не могла работать. Доживала Лидия Яковлевна свои дни в крайней бедности, 22 марта 1958 года ее не стало…
Имя Лидии Липковской вошло в историю мирового искусства, но в Молдове оно абсолютно забыто. Его не встретишь ни в Академии музыки, ни на карте города, ни на доме певицы…
*Редакция газеты благодарит: Людмилу Пелин, заслуженного деятеля искусств РМ, и. о. доцента Академии музыки, театра и изобразительных искусств, за фотографии Л.Липковской; Владимира Тарнакина за исторические сведения, использованные автором при подготовке материала.
Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА
Кишинёвский Обозреватель выпуск № 8 от 2010-03-04