Тудор Татару: В подвалах здания, которое занимает «Buciumul», найдены ящики с патронами образца 1938 года
Одно из мест, где можно спуститься под землю и увидеть подземелья, – территория под зданием, которое занимает творческое объединение «Buciumul» на улице Александру чел Бун.
Эти сооружения здесь были открыты случайно. Хозяйственное назначение одного из них очевидно. Бывший владелец огромного подвала явно был связан с торговлей. Из подвала наверх вели ступени. Был оборудован механический подъемник.
Размеры помещения впечатляют: 6 метров в высоту и 50 в длину – это лишь центральная часть, не считая небольших боковушек.
Назначение второго подземелья более загадочно. Расчистив вход, здесь некогда обнаружили кипы архивных дел времен 1961–1964 годов, оборудование, мебель, карты, кучи окурков и несколько ящиков с патронами, некоторые – образца 1938 года. Судя по содержанию бумаг, принадлежали они отделению милиции бывшего Сталинского района. Но милиционеры подвал, конечно, сами не рыли. Кто его {построил и что там было до войны – неизвестно.
Сегодня в «сталинском» подземелье царят мрак и запустение, способствующие разгулу фантазии. Откуда появились в стенах странные норы, выложенные кирпичом и похожие на топки, запираемые тяжелыми чугунными дверьми? Рассказывают, что их пробовали исследовать, но стесненность пространства рождала клаустрофобию, мешая искателям двигаться вперед. Но было видно, что узкий ход идет дальше. А когда в топке жгли костер –дым выходил метров за 100 от этого места!
Все помещения подземелий заканчиваются тупиками. Ходы закрыты современной кладкой на цементе, тогда как первозданная выполнена глиной. Легенда гласит, что из этого подвала можно было пройти в помещение министерства внутренних дел, и такие попытки делались, поэтому проход замурован.
Тудор Татару, который теперь «сидит» на всем этом богатстве, рассказывает, что есть ход, ведущий в сторону вокзала. Несколько смельчаков прошли по нему 500–700 метров, но вынуждены были вернуться, так как у них не было специального снаряжения. Спускались туда и с собакой, но животное приседало к земле, прижимало уши и не хотело делать ни шагу вперед.